«А
потом раскрывается и там набор самых невероятных фантастических
снадобий!» — показывает куратор выставки «Из чего делают искусство, что
делает искусство» Михаил Миндлин.
Банки и склянки с
чудодейственной водой — в них потаенный смысл художественного замысла. В
разъяснениях нуждаются почти все объекты выставки с длинным названием
«Из чего делают искусство, что делает искусство». Коллекция французского
и не только арта второй половины XX века приехала в Москву из Британи.
По
мотивам «Плота Медузы» Теодора Жерико, собственно, эта знаменитая
французская картина эпохи классического периода, созданная современными
средствами.
— Вы хотите сказать, что человек с улицы придет и поймет это?
—
Конечно, он не поймет, но он увидит прекрасную желтую коробочку, в
которую почему-то не вместился один из холстов, — пояснила Ирина
Горлова, куратор выставки «Из чего делают искусство, что делает
искусство».
Желтая комната как вариация классической
картины — это еще не самый сложный для трактовки объект. Вот, к примеру,
знаменитая черная абстракция Пьера Сулажа, который специализировался на
игре фактур темных оттенков. Цель автора — пробудить в зрителе эмоцию.
— А о чем вот эта картина?
—
Ну, у нее нет названия. Она ни о чем. Она о нашем мире, она некое
произведение искусства, которое ничего не описывает. Ничего не
описывает, но, допустим, пугает, или, наоборот, веселит, даже вызывает
религиозный трепет, — говорит Ирина Горлова.
— Знаете, какие-то коробочки для сокровищ! Тем более, что работа называется «Велеречиво — сие есть кровь моя».
Цитата
из Библии в названии — это не намек на религиозность, а обращение к
сакральным традициям живописи. Художник словно вычленил из иконы ее
неизменные, золотой и красный цвета. А с подобных коллажей начался отказ
художников от живописи. Жак Виллегле одним из первых в поисках
материала отправился на улицу.
Художник приехал в
Париж, когда только закончилась Вторая мировая. Все там увлекались
абстракционизмом, и он тоже был вдохновлен, только вдохновение искал
прямо на улице. Картина «Рэн-Монпарнасс», например, составлена из афиш,
которые он сдирал с рекламных тумб на бульварах.
Коврики,
на которые нельзя наступать, потому что они — искусство, кресла, в
которых нельзя посидеть, или наоборот, удобные лежаки, которые
оказываются чашками гигантского гипсового бюстгальтера, и кожаная
кушетка Хаима Стейнбаха, за которой прячется маленький скелет.
Зрителю
чуткому выставка предлагает целых ворох идей актуальных, например, если
перевернуть вверх тормашками кедр номер пять в стенли-парке, то можно
увидеть, что природные циклы и технческий прогресс, увы, несовместимы, а
если прикрепить пару неоновых молний к обыкновенному ковру, то можно
увидеть, как он полетит над экспозиционным залом.
На
вопрос, как современное искусство влияет на жизнь, кураторы отвечают:
«Словно мода от кутюр современное искусство вначале фантастично и почти
не применимо к жизни».
Коллекция фонда современного искусства
Бретани — одно их наиболее крупных региональных собраний искусства во
Франции. Насчитывает около 3 с половиной тысяч экспонатов. В Москву, как
уверяют кураторы, в рамках года Франции в России и России во Франции,
привезли самое значимое и интересное. Без чего искусство XXI века не
сформировалось.
Новость на сайте «Вести.Ру»